ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Предупреждение авиационных происшествий (АП) и предпосылок к ним, профилактика и предупреждение их причин предопределяют комплексный подход к решению этой задачи на основе системного анализа. Системный подход определяет развитие АП как последовательную совокупность событий, усложняющих ситуацию. Систематизация событий предполагает: однозначность события и его причин; возможность ее применения ко всем типам ВС и всем видам применения авиации; определение действенных мероприятий по предотвращению аналогичных событий; практическую рациональность.
Сущность системного подхода заключается в выявлении всего многообразия факторов, связей и отношений между элементами авиационно-транспортной системы и между ними и внешней окружающей средой. Элементы авиационно-транспортной системы, под кот®рыми подразумевают экипаж, ВС, службы подготовки и обеспечения полета, а также службу управления воздушным движением, при этом рассматриваются с учетом их роли, места и функций внутри системы в целом, а свойства авиационнот транспортной системы определяются не только суммированием свойств ее отдельных элементов, сколько свойствами структуры. Такой подход к оценке безопасности предполагает учет не только надежности авиационной техники и человека-оператора, но и последствия их отказов и ошибок, а также возможность парирования этих последствий с последующей стабилизацией определяющих параметров системы «Э — ВС».
7—209
При эксплуатации ВС могут иметь место следующее события: авиационные происшествия, предпосылки к авиационным происшествиям (инциденты), чрезвычайные происшествия, повреждения ВС на земле.
Авиационное происшествие — событие, связанное с использовании ВС, имевшее место с момента, ког — до какое-либо лицо из числа пассажиров или членов экипажа вступило на борт с целью полета до момента, когда все находящиеся на борту лица покинули ВС, при котором:
какое-либо из указанных лиц погибло или получило телесное повреждение со смертельным исходом в течение 10 сут с момента АП в результате нахождения на ВС;
ВС разрушено или получило повреждения, повлекшие нарушение его прочности или ухудшение летнотехнических характеристик, или ВС с находящимися на нем людьми пропало без вести или утрачено в результате посадки на местность, исключающую возможность или экономическую целесообразность его эвакуации.
АП в зависимости от степени повреждения ВС и тяжести последствий для экипажа и пассажиров принято классфицировать на катастрофы, аварии и поломки.
Катастрофа — АП, при котором какое-либо лицо в результате нахождения на борту ВС погибло или получило телесное повреждение со смертельным исходом, или ВС с находившимися на борту людьми пропало без вести и официальные поиски его прекращены. К катастрофам также относятся случаи гибели какого-либо лица, находившегося на борту ВС, или получения им телесных повреждений со смертельным исходом вследствие нарушения функционирования систем ВС без его разрушения или повреждения, например, разгерметизация ВС.
Авария ■— АП, при котором ВС разрушено или получило повреждения, исключающие техническую возможность или экономическую целесообразность его ремонта, или ВС совершило посадку на местность, исключающую техническую возможность или экономическую целесообразность его эвакуации.
Поломка — АП, приведшее к таким повреждениям ВС, при которых ремонт его возможен и экономически целесообразен, после чего ВС должно быть допущено к эксплуатации.
Предпосылка авиационного происшествия (инцидент) — событие, связанное с возникновением особой ситуации (аварийной и сложной), имевшее место с момента, когда какое-либо лицо из числа пассажиров или членов экипажа вступило на борт с целью полета, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули ВС, но которое не закончилось авиационным происшествием.
Чрезвычайное происшествие — событие, связанное е эксплуатацией ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:
гибель или телесные повреждения со смертельным исходом, полученные каким-либо лицом во время нахождения его на борту ВС в результате умышлен-? ных или неосторожных действий самого потерпевшего или других лиц;
гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды — после вынужденной посадки ВС вне аэродрома; .
гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находившегося вне ВС, в результате непосредственного контакта с ВС, его элементами или струей газов двигателей; !
разрушение или повреждение ВС на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции йли ухудшение летно-техничееких характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения и транспортирования;
угон ВС, находящегося на земле или в полете, или его захват с целью угона;’
самовольный вылет экипажа, отдельных его членов или других должностных лиц; гражданской ’авиаций независимо от последствий. ‘; j
Повреждение ВС на земл’е;. -j— событие, связанное с обслуживанием, хранением Hi транспортированием ВС, при котором ему причинены повреждения, не нарушающие прочность его конструкции й ищ’ухудшающие летно-технические характеристики, устранение
7* ■ эа
которых возможно в эксплуатационных условиях. Повреждение ВС вследствие предпосылки авиационного происшествия классфицируется как предпосылка (инцидент).